Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Человек с киноаппаратом»: прогулка по окрестностям НГТУ с Никитой Гетто
8 января 2021
6 315
Обсудить
«Человек с киноаппаратом»: прогулка по окрестностям НГТУ с Никитой Гетто
Один из самых востребованных операторов города — о нюансах профессии в провинции, образе Новосибирска через объектив камеры и опыте съемок кино в Сибири

На любой город можно смотреть с разных точек зрения. Пилот самолета увидит его одним, а архитектор — совершенно другим. А каким предстает наш Новосибирск, если взглянуть на него через объектив камеры? Оператор-постановщик Никита Гетто видел его под таким углом не раз. Он больше десяти лет занимается видеопродакшеном в сфере рекламы и корпоративного кино, а недавно поучаствовал в съемках полнометражного художественного фильма, которые проходили в Сибири. Мы прогулялись с Никитой по местам, которые он впервые увидел, когда переехал в Новосибирск из Красноярского края, и поговорили о специфике нашего города, его уникальных местах и неоднозначном взгляде на него в современной рекламе.

Раскадровка: из пригорода Красноярска в Новосибирск

Первое, что я увидел в Новосибирске, помимо железнодорожного вокзала, был НГТУ. Я родился в небольшом городе Сосновоборске, пригороде Красноярска. Это классическое промышленной поселение с уже разорившимся крупным заводом автоприцепов, который раньше был градообразующим предприятием. 

Там я прожил до окончания школы, и затем встал вопрос поступления в вуз. На тот момент я уже понимал, чем хотел бы заниматься — стать видеооператором. Но психология человека из маленького провинциального городка и культурный уровень не позволили мне сразу штурмовать такие высоты, как, например, ВГИК. Поэтому я стал искать более доступные варианты.

Несмотря на то, что я критично отозвался об уровне своей культуры, он все-таки был выше, чем у большинства сверстников на малой родине. За это хотелось бы сказать спасибо родителям. Они открывали для меня все возможные варианты для развития: я ходил в музыкальную школу, занимался иностранными языками, они поощряли мой интерес к кино и первые попытки съемки видео еще на VHS-камеру. Кроме того, я от природы был усидчивым и прилежным ребенком. В итоге в старших классах родители меня поддержали в желании стать оператором.

В те годы открылся местный филиал телеканала MTV, который также нашел свой дом в стенах НГТУ. Его тесное помещение располагало к таким же тесным связям, и там бурлила настоящая студенческая жизнь

Вариант с высшим образованием в Красноярске отпал сразу. Родители мне сказали, что помогут в любых моих стремлениях, но хотят, чтобы я нашел себя и жил в иной среде. Тогда я стал искать вуз с нужными мне профилями в других сибирских городах. И нашел его в Новосибирске. В те годы у меня были завышенные представления об этом городе. Я думал, что это настоящая столица со всеми ее признаками. Но как только я оказался в Новосибирске, этот образ с реальностью не совпал.  

Камера: учеба в НГТУ и студенческая жизнь

В общем, я поступил в НГТУ на физико-технический факультет по специальности кинооператорство. В первые пару лет обучения большую часть своего времени я проводил в самом НГТУ и его окрестностях. Жил я в общежитии, через дорогу от главного корпуса вуза. Когда мы с соседями зашли в общагу, то увидели абсолютно пустую комнату — пришлось самим обустраивать быт. 

Я уже очень давно не ем мяса, и было везением, что в студенческой столовой, которая располагалась в здании общежития, продавались рыбные пельмени. Особенно они были вкусны в морозный зимний день после лыж на физкультуре.

С самого начала обучения меня настораживало наличие такой творческой дисциплины, как кинооператорство в техническом вузе — она выглядела несколько инородно. Это опасение подтвердилось: учеба была вялотекущей, не очень интересной и не включала в себя самое главное для профессии — постоянную практику. Что говорить, если до конца пятого курса из 18 моих одногруппников доучились лишь пять человек — я и четыре девочки, три из которых вряд ли держали в руках камеру. 

Одним из самых ценных опытов за это время я бы назвал мою работу в вузовской газете «Энергия». Именно там я познакомился с большей частью моих нынешних друзей и близких знакомых. Еще в те годы открылся местный филиал телеканала MTV, и мы в стенах НГТУ делали для них одну студенческую передачу. Небольшое помещение располагало к тесным связям, и там бурлила настоящая студенческая жизнь.

А еще не разочароваться в выбранном пути и найти желаемую практику мне помог мой мастер Владимир Ильич Пономарев. Он не хотел, чтобы я попросту просиживал штаны и порекомендовал меня на ГТРК, где всегда была серьезная с точки зрения аппаратуры студия. Нужно понимать контекст того времени: такого выбора видеопродакшенов, какой появился в последние 5-7 лет, тогда не было. Существовало местное телевидение, и оно, фактически, было венцом моей профессии в городе.

В итоге, я проработал оператором на ГТРК до окончания вуза. Сейчас я понимаю, что в плане разнообразия профессионального, операторского опыта, работа на ТВ дает мало. Это либо репортажи, либо интервью. Но мне все равно нравилось, ведь там бывали удивительные сюжеты. А еще я знакомился с разными интересными людьми, о которых снимались репортажи. В первую очередь, как и сегодня, меня интересовала сфера культуры и ее представители.

После окончания учебы у меня была возможность спокойно продолжить работу на ГТРК. Но я решил взять паузу и подумать, как я вижу себя в профессии. Этот творческий отпуск я провел оригинально — сам пошел в военкомат и попросил взять меня в армию. Пройдя медицинские обследования и подготовив документы, я отправился служить в войска спецсвязи ФСО в Уссурийский край. Там я был водителем на ЗИЛе-131. Служба прошла ровно, без эксцессов. 

Мотор: профессиональная деятельность и фриланс

Один из моих близких вузовских приятелей, Сергей Чуев, после окончания НГТУ устроился работать оператором в только открывшуюся на тот момент в Новосибирске кинокомпанию «Картина мира». Она появлялась приблизительно в 2010-м году после раскола компании LBL и набирала в свои ряды молодых специалистов. Сергей постоянно рекомендовал меня руководству «Картины мира» как очень талантливого оператора. За это ему я всегда буду благодарен, хоть в действительности опыта съемок, помимо репортажей на ГТРК, у меня и не было.

В итоге в мою воинскую часть в Уссурийске пришло письмо от директора кинокомпании «Картина мира» Бориса Мамлина с приглашением на работу. Когда я зашел на сайт компании, то был в полном восторге, потому что ничего подобного в плане корпоративного кино в России не видел. Особенно мне понравился один фильм. Как оказалось впоследствии, его сделала моя будущая супруга Надя. Поняв, какие цели ставят в этой компании, я сразу захотел быть ее частью.

В «Картине мира» я отработал столько же, сколько на ГТРК — два года. За это время я научился множеству новых приемов и узнал различные секреты операторского искусства. Я ездил в интересные и зачастую труднодоступные точки нашей страны и за границу, познакомился с еще большим количеством неординарных людей по обе стороны камеры. И, конечно, там я нашел свою любовь и спутницу жизни.

Когда мы с женой уходили из «Картины мира», мы отправлялись в свободное плавание. На тот момент у нас были амбиции строить свой собственный видеопродакшн «Мотор!». Мы попробовали заниматься созданием полноценных проектов в сфере корпоративного кино. Но вскоре эта деятельность сошла нет, потому что мы поняли, что каждому из нас нужно другое. У Нади появились собственные интересы, а я все больше хотел именно снимать. Заниматься же сопутствующей организационной деятельностью для меня было малоинтересным занятием.

Я стараюсь жить как можно ближе к центру — хотя бы там, где недалеко от дома есть станция метро. Это единственный общественный транспорт, которым я могу пользоваться

В итоге я пришел к тому, что сейчас как фрилансер являюсь только оператором, сотрудничаю с разными командами и продакшенами и очень рад, что все так сложилось. В нашем городе, да и в профессии в целом, осталось не так много людей с таким подходом. Намного больше сейчас так называемых видеографов, которые берутся за небольшие проекты — от съемки свадеб до отчетных корпоративных мероприятий — и в одиночку делают на них всю работу по созданию видеороликов.

Смена фокуса: места жительства и минусы города

После того, как я вернулся из армии, я нашел себе квартиру на улице 1905-го года. Рядом находится Нарымский сквер, и с тех пор я очень люблю его. Это одна из немногих больших зеленых зон почти в центре города. Помню, что всегда испытывал очень приятные чувства, когда летним утром выходил из дома, чтобы поехать на метро на работу, и шел через этот сквер: яркое солнце, птицы и белки, пенсионеры, делающие зарядку, дети, играющие на траве.

Затем я переехал в маленькую квартиру в доме на пересечении улицы Фрунзе и Красного проспекта. У нас в Сосновоборске такие жилые помещения назывались «малосемейки». Там были какие-то совсем крохотные площади, но тогда я еще снимал ее один, и такая компактность меня устраивала. Тем более, это самый центр города, и прелесть локации была именно в том, что выходя из дома, я оказывался в самом сердце Новосибирска, где все находится в пешей доступности. 

Зимой прогулки по городу превращаются в неприятный квест из-за снега, от которого совершенно не чистят улицы. Я, пожалуй, никогда не встречал другого города, где настолько плохо убирают снег

С тех пор я стараюсь жить как можно ближе к центру — хотя бы там, где недалеко от дома есть станция метро. Это единственный общественный транспорт, которым я могу пользоваться. Хотя чаще всего я езжу на автомобиле — по работе приходится постоянно возить огромное количество оборудования. Наземный транспорт не люблю, он вызывает у меня отторжение. 

Последние годы мы с семьей жили в районе улицы Кропоткина, а недавно переехали в дом на улице Овражной. В первую очередь это продиктовано тем, что наша старшая дочь учится там в школе номер 17. Казалось бы, можно найти какую-то другую гимназию, но это уникальное учебное заведение, и больше таких за Уралом вообще не найти. На базе 17-й школы работает Школа развития индивидуальности «Росток». Это мог бы быть отдельный рассказ, но если описать вкратце, то эта школа предоставляет учащимся больше, чем просто знания. «Росток» дает возможности дополнительного образования в интересующих учеников сферах и развития детей, как личностей. 

Если коснуться темы того, что в Новосибирске мне категорически не нравится, то я отметил бы следующие минусы. Он абсолютно не приспособлен для прогулок, особенно с коляской. Я это испытал на себе, когда мы гуляли с нашим маленьким ребенком по району, где живем. Зимой такие прогулки превращались в какой-то неприятный квест из-за снега, от которого совершенно не чистят улицы. Я много путешествую в связи с работой и, пожалуй, никогда не встречал другого города, где настолько плохо убирают снег.

Общий план: любимые места и образ Новосибирска

Мои любимые места в Новосибирске — это, конечно, те локации, с которыми у меня что-то связано. Возле них я либо жил, либо в них работал, либо там отдыхал и продолжаю это делать сегодня. То есть, это очень конкретные места, к которым я испытываю чувство личной сопричастности.

К таким достопримечательностям относятся Оперный театр и филармония. Кто-то скажет, учитывая мою мысль выше: «Назвал самые попсовые места города». Но две эти локации для меня не просто красивые здания и даже не учреждения, где можно насладиться искусством. По работе я не раз видел изнутри, как это искусство создается. Я много лет снимал различные материалы и выступления для НОВАТа. А в филармонии и ГКЗ имени А. М. Каца я каждый год участвую не просто в съемках, а в создании целого документального цикла о Транссибирском арт-фестивале.

О последнем хотелось бы рассказать отдельно. Не люблю разбрасываться громкими эпитетами, но как и в случае со школой «Росток», здесь будет вполне применимо слово «уникальный». Ведь то, что придумывает и воплощает в жизнь выдающийся скрипач Вадим Репин, идейный вдохновитель и организатор фестиваля, — ни с чем не сравнимое для города событие. На это мероприятие к нам приезжают международные и отечественные музыкальные величины, которые почти точно не посетили бы Новосибирск без такого повода.

Во время съемок репетиций или подготовки к концертам Транссибирского арт-фестиваля я наблюдаю, как рождается музыка и даже создаются настоящие произведения искусства

Я считаю, что это большое счастье — прикоснуться к фестивалю так близко, как это делаю я. Во время съемок репетиций или подготовки к концертам и мастер-классам я наблюдаю, как рождается музыка и даже создаются настоящие произведения искусства. И это дает мне намного более глубокое понимание той же музыки, чем если бы я слушал ее как зритель в зале. Ведь, как я уже сказал, я вижу всю «кухню» изнутри. 

Разумеется, мне интересно кино и, соответственно, те места, где его можно посмотреть на большом экране у нас в городе. Ситуация с этим менялась буквально у меня на глазах. Как я сказал в начале, Новосибирск далеко не во всем оправдал мои представления о нем как о крупном городе со столичным шиком. В числе первых моих разочарований были местные кинотеатры. В той же «Авроре», которая расположена в пешей доступности от вуза, где я учился, не было возможности смотреть новые, а тем более нестандартные фильмы. 

В общем, в студенческие годы кино я даже чаще смотрел в Красноярске, когда ездил к родителям в свободное время. Там уже 10-15 лет назад существовали продвинутые кинотеатры с прогрессивными технологиями. Но все изменилось, когда в Новосибирске открылась обновленная после реконструкции «Победа». С тех пор уже я стал рассказывать родителям и родственникам, какие фестивали и редкие фильмы показывают у нас в городе. Поэтому «Победу» я ценю и хожу в кино только туда. 

Из заведений общепита, которые мне нравятся, я бы назвал рестораны с моей любимой грузинской кухней — «Аджикинежаль» и «Рэсторани». Еще я люблю перекусить в таких местах, как кулинарная лавка «Из другого теста», кофейни Primetime Family (в последнем есть большая игровая комната, и туда удобно ходить всей семьей с ребенком) и «Утровечера».

Если говорить о городе в целом, то я бы сравнил его с трамплином. Он дает шансы раскрыться, а затем уже каждый решает для себя сам: продолжать развитие здесь, или реализовывать свой потенциал в другом, более приспособленном для этого месте.

Кстати, в последние годы из Новосибирска массово уезжают не только специалисты в видеопроизводстве, но и переезжают целые компании. Из-за этого рынок видеопродакшена в нашем городе сузился буквально на глазах. Я отлично понимаю тех, кто уезжает: в столице на порядок больше возможностей в видеопроизводстве и тем более в кино, которого в Новосибирске нет в принципе. И, конечно, там просто комфортнее жить.

Но есть и обратная сторона проблемы. Лично я считаю, что здесь все-таки пока остаются достаточно сильные традиции корпоративного видеопродакшена. Не могу с точностью утверждать, но мне кажется, что современное корпоративное кино в том виде, в котором его все знают в стране, пошло именно из Новосибирска. Я уже давно стал его частью и хотел бы продолжать ею оставаться. Мне интересно не просто развиваться, а расти вместе с тем местом, где я нахожусь. 

Помимо уезжающих из города людей, есть и те, кто остается здесь, исповедуя схожее с моим мировоззрение. Например, в среде рестораторов это Слава Яковлев и Влад Мусиенко. Или фотограф Никита Хнюнин, который продолжает развивать свою сферу и не собирается уезжать. Мне кажется, все они имеют возможность жить в любом городе страны и мира, но остаются здесь и по-своему улучшают город. Они не говорят, как здесь плохо, а просто делают все, что могут, чтобы тут становилось лучше. Такие люди у меня вызывают уважение и восхищение.

Режимный свет: город через объектив камеры

По своей профессии я делаю одну вещь, которую потом многие называют магией. Практически в любой задаче мне нужно из некрасивого или просто не примечательного вида сделать благовидную картинку. Например, я приезжаю на завод с промасленными стенами и обшарпанным полом, и для корпоративного фильма мне нужно сделать такие кадры, чтобы нивелировать эти его особенности или отвлечь от них внимание и сделать акцент на том, что в нем является ценным и прекрасным.

Новосибирск как ширма не подошел бы для кино в депрессивном духе. За всеми его несовершенствами все-таки скрывается не дно, а какой-то сюрприз — симпатичный, неожиданный, но чаще забавный

Если посмотреть на весь Новосибирск через объектив камеры, которая, кстати, может сделать любой вид как лучше, так и хуже, то внешне он предстает для меня обезличенным. Это происходит ровно до того момента, пока в кадр не заходят люди. Тогда картинка оживает, и это метафорическое видео из репортажа превращается в жанровое художественное кино. То есть Новосибирск для меня — это его люди: умные, творческие, эрудированные. 

Возвращаясь к теме восприятия нашего города через объектив камеры, я задаюсь вопросом: если бы про Новосибирск снимали кино, на фильмы какого режиссера оно было бы похоже? Самый простой ответ, который дают многие — это картины в духе Юрия Быкова, нашего земляка Андрея Звягинцева или даже Алексея Балабанова. 

Но я считаю, что Новосибирск как ширма не подошел бы для кино в депрессивном духе. За всеми его несовершенствами все-таки скрывается не дно, а какой-то сюрприз — симпатичный, неожиданный, но чаще забавный. То есть для меня наш город по жанру — не драма или трагедия, а скорее трагифарс или комедийная мелодрама. 

В этой связи для меня не вполне понятны некоторые идеи и образы, которые воплощают местные или федеральные компании в своих рекламах. Из последнего — нашумевший ролик для строительной компании «Брусника». Придуман и воплощен он дельцами из Москвы и Екатеринбурга, но новосибирский менеджмент или заказчик, насколько я понял, все-таки в нем присутствовал. Я прекрасно понимаю, как устроена реклама, и что вся эта шумиха, которая была вокруг ролика, только на руку компании.

Но для меня не понятно, как можно так относиться к среде, в которой мы все живем. Я понял этот ролик однозначно: в нем предлагается полностью перечеркнуть наше прошлое и показать неприличный жест своим корням. В конце концов, на уровне сюжета там тоже есть несостыковки. Ведь там показана семья, которая жила в какой-то разрухе. Что-то мне подсказывает, что и в новом месте она устроит то же самое. Как в фильме «Елена» режиссера Андрея Звягинцева. Ведь, как известно, разруха начинается не со старых панелек, а с головы.

В общем, такое видение нашего городского пространства и такое отношение к нему, как в этом ролике, мне максимально не близко. Особенно это обидно в чисто профессиональном контексте: снято-то все очень качественно и красиво, Но смысл, который передается через один секундный жест, перечеркивает для меня и всю задумку, и весь непростой с точки зрения продакшена процесс. Мне настолько это не понравилось, что я никогда не хотел бы стать клиентом «Брусники». 

Титры: опыт в кино и планы на будущее

Учитывая что я из пригорода Красноярска, любовь к природе, тайге, сосновым лесам у меня в крови. В предместьях Новосибирска это найти сложно. Кстати, к отсутствию окружающей живописной картинки я очень долго привыкал, когда сюда переехал. 

Мы с женой давно мечтаем о своем доме как раз где-нибудь на Алтае. Но останавливает то, что в таком месте хотелось бы именно полноценно жить, а не приезжать туда пару раз в год

Поэтому я люблю ездить «за природой» на Алтай. По большому счету, это и есть мой главный вид отдыха. Потому что любым светским мероприятиям, ресторанам или тусовкам я предпочту уединение или проведение времени с семьей. 

Этого же мне бы хотелось в будущем. Мы с женой давно мечтаем о своем доме как раз где-нибудь на Алтае. Но останавливает то, что в таком месте хотелось бы именно полноценно жить, а не приезжать туда пару раз в год. А наши работы и другие жизненные факторы, например, привязанность ребенка к школе, не дают возможности осуществить эту задумку. 

Недавно я впервые поучаствовал в съемках полнометражного игрового кино. Примечательно, что его создатели не из Москвы или Питера, а из Красноярска. То есть это сугубо сибирская история, которая приобрела федеральный масштаб за счет приглашения известных российских актеров. Я очень рад такому опыту, и мне неописуемо понравилось работать на производстве уже не рекламного, а именно художественного продукта. Минус был один: я на месяц уехал от своей семьи. 

В дальнейшем я бы очень хотел хоть иногда участвовать в съемках игрового кино. Иногда, потому что я бы не смог подолгу не видеться с семьей, особенно с еще маленьким сыном. В целом я люблю масштабные, основательные проекты и фильмы. Мне нравится погружаться в какую-то тему и уходить в нее полностью. Хотелось бы загадать для себя это на будущее.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Виталий ЭйгерисАнтон Митько
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Как "работают" риэлторы в провинции - лучше бы семками торговали.
вы посто слотилчный житель не не понмаете деревню! во на кубе назначат встречу в 12 а придут в 19 это нормально, таки в деревне, все не спешат, упрашиваешь тракотриста начинает юлить, деньги ему не нужны иногда месяцами все обещает приехать и не едет, а дашь бутылку которая дешевле оплаты в 10 раз сразу веселый сразу сделает, а иногла и за бутылку не делает..... поэтому то они не уехали в москву что деревнские по мышлению, хлеб на столе есть, да и ладно, вот еще всяким там мосвичам помогать, ... "лучше покажем ему свою спесь и пусть ползает на коленях умник за нами деревенскими, хоть на нем отрвемся по полной, а то все эти москвичи богатые и больно умные"
Пять правил для сделок с маткапиталом
Здравствуйте! Я являюсь собственником 2/3 квартиры после смерти матери и у брата доля 1/3. В квартире мы не проживаем и не прописаны. В квартире проживает и прописаны моя дочь с 3 детьми, зять тоже проживает но не прописан. Дочь хочет выкупить у брата долю за МК, брат согласен, я готов свою долю просто подарить. Но на долю брата, из за долгов по налогам, судебные приставы наложили арест. Можно ли будет оформить сделку сразу после погашения долгов по налогам.?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости
Войдите, чтобы получать уведомления про новые подходящие объявления