Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Московский Кремль мог быть другим
26 апреля 2021
17 517
Обсудить
Московский Кремль мог быть другим
О проекте освещения Московского Кремля, который мог стать самым известным в мире. Но все пошло не по плану.

В 60-е годы прошлого века Москва была мрачным местом — город практически не освещался, за исключением дорог. Знаменитый архитектор Михаил Посохин после командировки в Европу в 1968 году дал поручение организовать лабораторию, где бы разрабатывались проекты освещения Москвы. За Кремль отвечал молодой, но уже известный Франциско-Инфанте Арана — за год он придумал проект, который должен был стать революционным. Франциско поддерживало руководство, ему предоставляли все необходимые материалы, но финальной защиты так и не состоялось.

avatar

Саша Обухова,куратор архива Музея современного искусства «Гараж», автор исследований по истории современного российского искусства
Кому захотелось осветить Московский Кремль

Впервые идея о необходимости разработать проект освещения Московского Кремля пришла в голову начальнику «Моспроекта» — главной архитектурно-проектировочной организации Москвы — Михаилу Васильевичу Посохину (работал над созданием Государственного Кремлевского Дворца, киноконцертным залом «Октябрь», а также над жилым домом на Кудринской площади — Ред.). 

Неизвестны точные причины, но, скорее всего, Посохин побывал в командировке в какой-нибудь европейской стране в конце 1960-х годов, где увидел, как урбанисты тех лет работали над освещением городов. Предполагается, что ему очень понравилась эта задумка, поэтому он и дал задание в 1968 году своим подчиненным организовать специальную лабораторию, где бы разрабатывались проекты освещения Москвы, в частности, Московского Кремля и его башен.

Почему Западный Берлин или Париж в ночи светятся всеми цветами радуги, а Москва, главный город страны, выглядит тускло?

Города в СССР тогда были темными и мрачными. Да, дороги, конечно, освещались фонарями, но, например, памятники архитектуры никак не подсвечивались. Никто не задумывался над световыми акцентами, которые могли бы выделить значимые элементы архитектуры. 

Но 1960-е годы были временем стремления  советского руководства к обновлению, поэтому  идею проекта освещения Кремля поддержали. 

Никто не знает, каким именно городом вдохновился архитектор Посохин, но главное, что появилась мотивация — догнать и перегнать Запад. Почему Западный Берлин или Париж в ночи светятся всеми цветами радуги, а Москва, главный город страны, выглядит тускло? 

Кто такой Франциско Инфанте-Арана?

Франциско Инфанте-Арана, автор революционной идеи освещения Кремля, родился в интернациональной семье в 1943 году. Его отец был испанцем, который в конце 1930-х  приехал в СССР, спасаясь от франкистского террора (или «красный террор» — так называют историки акты насилия, совершенные в период Гражданской войны в Испании левыми группировками, — Ред.), где и встретил прекрасную русскую женщину — свою будущую жену. 

К сожалению, отец Франциско рано умер, и его мать воспитывала сына одна. Кстати, Инфанте-Аране был крещен в православии, его крестильное имя — Николай. И он, несмотря на свою молодость, а на момент разработки проекта освещения Кремля ему было 25 лет, уже был известен своими нестандартными проектами и принадлежал к группе художников-кинетистов.

Франциско Инфанте-Арана у своей модели Московского Кремля, созданной для проекта кинетического освещения башен Кремля и Красной площади, 1968 год

Кинетисты рассматривали художественную практику как работу со всем окружающим человека пространством

Кинетическое искусство как интернациональное течение возникло во всех странах мира в конце 1950-х годов. Его идея заключалась в пересмотре задач искусства: кинетисты рассматривали художественную практику не как создание отдельных художественных произведений, на которые приходят посмотреть в музеи, а как работу со всем окружающим человека пространством. 

В СССР неоднозначно относились к последователям кинетического искусства, потому что они отталкивались от авангардных идей, которые советская власть отрицала. Руководству СССР было ближе другое искусство, существующее в виде картин, рисунков, монументальной скульптуры. А все авангардные течения считались порождением буржуазной идеологии.

И в этом заключается главный парадокс кинетического искусства — не только в СССР, но и в других странах с тоталитарными режимами его не показывали на выставках и не покупали в музеи, но художники-кинетисты все равно были востребованы в урбанистическом проектировании: промышленном дизайне, городском благоустройстве и т. д. Потому что именно кинетисты лучше всех умели работать с пространством и конструировать его по-новому, так, как не мог больше никто из советских специалистов. 

Например, при Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева (бывший Казанский авиационный институт, — Ред.) работал НИИ «Прометей», где сотрудники лаборатории разрабатывали концепции новой среды для земных космических станций, в которых космонавты проводят годы перед полетом. Они решали задачу, как сделать при помощи цвета и света пространство, помогающее выводить космонавтов из стресса перед пуском ракеты.

Благодаря работе с оформлением Ленинграда у кинетистов появились большие бюджеты и связи с высокопоставленными государственными деятелями

Еще примеры работ кинетистов с городской средой в СССР — в 1967 году группа «Движение» разрабатывала для Ленинграда праздничное оформление города к 50-летию Октября. А в 1970-м Булат Галеев и «прометеевцы» устраивали в Казани посвященное юбилею Победы представление «Звук и свет»: под открытым небом, без актеров, но со звуковыми и световыми эффектами воспроизводились звуки войны (выстрелы, немецкие команды, лай собак).

Оформление Ленинграда — первый проект масштабной работы с городской средой кинетистов

Революция в освещении

Для разработки светового оформления Москвы в «Моспроекте» была создана целая мастерская. Практической реализацией проекта освещения Кремля занималась рабочая группа, но автором идеи был Франциско. 

Как он сам описывал, все его решения немедленно поддерживались руководством: макет кремлевской стены со всеми башнями в масштабе 1 к 10, все необходимые детали и элементы, самые современные материалы — ему все предоставляли без вопросов. 

Он работал над проектом почти год, и, можно сказать, вручную запрограммировал изменения цвета и интенсивности световых лучей, падающих на стены и архитектурные детали кремлевской стены и башен.

Свето-цветовая феерия, по замыслу автора, должна была быть синхронизирована с фугой Баха и длиться час. По задумке Франциско, прожекторы должны были стоять прямо у стен Кремля или встраиваться непосредственно в них. 

В начале представления рубиновым красным должен был загораться Мавзолей на фоне полностью затемненной кремлевской стены — сиять как кристалл, постепенно обретая фактуру и цвет расплавленного металла. Затем бы вспыхивали разными цветами и гасли кремлевские башни и купола Собора Василия Блаженного. Так внимание зрителя переключалось бы с одной точки Красной площади на другую.

Пространство должно было «оживать» и «дышать» светом и цветом. Инфанте работал с чистой эстетикой, решая формальные задачи: например, ему было важно в определенный момент добиться интенсивно синего цвета на красной кирпичной стене — это было, очевидно, непросто.

Почему проект Франциско остался нереализованным

Сначала случился конфликт в выборе музыки. Инфанте-Арана настаивал на Иоганне Бахе. 

Руководство сильно удивилось: «Почему Бах, он же немец?» На что художник ответил: «А что вы предлагаете, брать мне Глинку что ли?» 

Затем художник попытался убедить руководство мастерской, что дело не в конкретной музыке, а в структуре фуги. Франциско поссорился с руководством и испортил макет — вырвал из него провода.

Еще одна интрига всей ситуации заключалась в том, что, как оказалось, над созданием проекта освещения Кремля работала еще одна лаборатория — во Всесоюзном научно-исследовательском светотехническом институте. Кто там именно работал над ним — неизвестно. 

Инфанте был уверен, что его проект в любом бы случае не прошел, потому что был очень дорогим и сложным в реализации, ведь потребовалось бы взаимодействие со службой охраны Кремля. Но кто позволит копать прямо у кремлевских стен и вторгаться в само «тело» строения? Не говоря уже об огромном количестве проводов, которые требовалось провести. 

А ВНИСИ предложили другой проект, работающий в Москве и сегодня: просто белые прожектора, установленные на крыше ГУМа. И ничего не изменилось с конца 1960-х годов.

Франциско Инфанте-Арана на выставке «Настоящее время, несовершенный вид» в 2021 году

Неизвестно, что бы все-таки решило руководство, если бы увидело проект, над которым почти год работал Франциско Инфанте-Арана. Дело в том, что финальная защита его проекта так и не состоялась. Накануне презентации ему принесли на подпись бумагу, где было написано, что авторами проекта являются начальник лаборатории, его заместитель, парторг и еще какие-то люди, и только в конце списка был сам художник. 

Франциско из-за этого поссорился с руководством и испортил макет — вырвал из него провода, а кроме него никто не мог все восстановить. Франциско написал заявление об уходе, и на этом история проекта закончилась. В 1990-е к Франциско обратился некий бизнесмен, который хотел реализовать проект, но до реализации так дело и не дошло по неизвестным причинам.

Можно ли сегодня встретить примеры кинетического искусства в городах 

Те проекции, существующие сегодня на современных зданиях, конечно, можно отнести к наследию кинетического искуссва, но за ними уже не стоят утопические идеи преобразования жизни человека. Это просто индустрия развлечений, эффектный дизайн городской среды.

Для кинетистов вообще и, в частности, для Франциско Инфанте-Арана было важным не то, какие они выбирают цвета, музыку и свет, но и то, как они повлияют на восприятие человека окружающей среды. Они хотели, чтобы люди взаимодействовали с произведениями искусства не в стерильных пространствах институций, вроде музеев и галерей, а могли бы общаться с ними в непосредственной реальности, даже в собственном дворе.

Благодарим Музей современного искусства «Гараж» за помощь в подготовке материала. Выставка «Настоящее время, несовершенный вид» продлится в Москве до 8 августа 2021 года.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Пять правил для сделок с маткапиталом
Здравствуйте! Я являюсь собственником 2/3 квартиры после смерти матери и у брата доля 1/3. В квартире мы не проживаем и не прописаны. В квартире проживает и прописаны моя дочь с 3 детьми, зять тоже проживает но не прописан. Дочь хочет выкупить у брата долю за МК, брат согласен, я готов свою долю просто подарить. Но на долю брата, из за долгов по налогам, судебные приставы наложили арест. Можно ли будет оформить сделку сразу после погашения долгов по налогам.?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости
Войдите, чтобы получать уведомления про новые подходящие объявления