Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Сила случая: прогулка с преподавателем инклюзивного театра Яной Сигида
6 января 2021
2 620
Обсудить
Сила случая: прогулка с преподавателем инклюзивного театра Яной Сигида
Метро, сцена и глубокое развитие

Яна Сигида раньше служила в новосибирском театре «Старый дом». Четыре года назад Ольга Стволова, руководитель театральной студии «Особенный ТИП» предложила Яне провести тренинг для людей с инвалидностью — своих студийцев. Еще через полтора года Яна ушла из «Старого дома» и стала развивать свой инклюзивный театр. Корреспондент N1 прогулялась с Яной по Новосибирску и поговорила о влиянии мировых событий на судьбы людей, театральной жизни и личном счастье. 

Поколение 86

Все время, пока я жила с родителями, я передвигалась на наземном транспорте. Когда вышла замуж, мы с мужем перебрались в местечко поблизости от метро. Мне кажется, именно с тех пор моя жизнь стала прекрасной. Я люблю ездить в подземке, потому что лица у людей здесь встречаешь не такие грустные, здесь идет какая-то другая жизнь. Все рабочие точки у меня расположены по линии метро.  

А еще мне в нем не холодно. Моей маме все кажется, что я мерзну, она постоянно спрашивает: «Как ты в этих легких сапожках ходишь?». Я ей отвечаю: «Мама, все хорошо, я не стою на остановках. Я в метро юрк и доехала».

Недавно я проехалась по улице Блюхера на наземном транспорте и увидела совсем другую картину. Я поняла, что немного забываю об этой стороне жизни, катаясь на метро или машине. Лица у людей в автобусе грустные… и жизнь кажется грустной. 

Когда я работала в «Старом доме», к нам приезжал режиссер Михаил Патласов (режиссер, работающий в документальном жанре и поставивший в театре «Старый дом» спектакль о Новосибирске «Пыль» — Ред.), который предложил нам такое задание — прописать даты с момента своего рождения, ставшие в истории страны и мира знаковыми, и соединить их с событиями из своей жизни.

Я тогда психовала, потому что не могла ничего соотнести. Но потом поняла, что это задание в меня все же «попало». Я родилась в январе 1986-го года, тогда же в Новосибирске открыли метро. Это событие для меня — некое созидание, движение вперед. А следом, в апреле того же года, в СССР произошла серьезная авария на атомной станции в Чернобыле. А ведь Украина — отчасти родина моих родителей: и у папы и у мамы есть украинские корни.

Осознав это, я поняла, что жизнь моя идет по такой же траектории: есть мощное созидание, но и серьезная аварии бывают, и кризисные моменты. Я эти события соединила и подумала: «Как, оказывается, интересно анализировать».

Люблю тихий центр — особенно Советскую и Урицкого. С каждым годом в Новосибирске появляется все больше машин, но на этих улицах все равно сохраняется дух истории

Я думаю, все факторы, все события влияют на жизнь людей. Я смотрю на свое поколение, и возникает вопрос: «Что же больше всего на нас повлияло?».

Мне кажется, что у моего поколения есть определенная степень одиночества. Взять хотя бы моих одноклассников — единицы, кто стал мужем, женой, отцом, матерью. Когда мы еще учились, то уже все были сами по себе. После окончания школы, с 2003-го года, мы ни разу не встретились классом, хотя общались во время учебы хорошо. Думаю, у них, как и у меня раньше, на первом месте были учеба, работа. Мне казалось, что моя личная жизнь — она случится потом, попозже. 

Все изменилось, когда я стала понимать, что я так жить не хочу, что меня никто не заставлял так жить, подумала тогда: «А я сама-то как хочу?». И вдруг осознала, что вообще-то я хочу любить и быть любимой.

«Мои вы махонькие»

У меня стоит приложение, где я считаю шаги. Морозы заставляют иногда отказываться от прогулок, но я стараюсь ходить пешком даже в сильный холод. 

Люблю тихий центр — особенно Советскую и Урицкого. С каждым годом в Новосибирске появляется все больше машин, но на этих улицах все равно царит особая атмосфера — сохраняется дух истории. Летом иногда делаю круги от станции метро «Октябрьская» до площади Калинина. И все пешком. 

Раньше я не задумывалась, что люди с инвалидностью постоянно сталкиваются с холодным отношением. Когда впервые это увидела, подумала: «Мои вы махонькие, как же вы живете»? 

Три года назад с девчонками, которые передвигаются на колясках, мы решили прогуляться от библиотеки Горького до Первомайского сквера. Это было то еще приключение: у нас в городе нет пандусов, чтобы было удобно ехать, и приходилось постоянно поднимать коляски руками.

Я тогда поняла, как непросто молодым мамам и людям с инвалидностью. А когда снегом все заносит? Очень сложно передвигаться в таких условиях. Как-то мы с близкими собирались встретиться, но началась метель, и они мне сказали: «Ой, там все замело». А мои ребята тогда пришли на репетицию. Люди себя недооценивают.

У нас иногда репетиции заканчиваются поздно, но надо, чтобы все артисты благополучно добрались до дома. Поэтому кого-то провожаю до такси. Водители приезжают и начинается: «И что? И куда ты? Как я тебя?». До работы в инклюзивном театре я не задумывалась, что люди с инвалидностью постоянно сталкиваются с таким отношением. Когда впервые это увидела, подумала: «Мои вы махонькие, как же вы живете»? 

Точка появления

Как-то мне пришлось сделать операцию — так я попала в клинику «Авиценна» на перекрестке Урицкого и Коммунистической. Здесь я познакомилась с хирургом Еленой Георгиевной Королевой. Перед операцией едем с ней в лифте — я так напряжена, волнуюсь, а она мне говорит: «Нет, ну бусики-то придется снять» (смеется). На мне тогда были африканские бусы. Мне так понравилась эта ее ирония. Я поняла, что мы нашли друг друга, это именно мой врач. Елена Георгиевна — настоящий профессионал своего дела. Мне захотелось фильм про нее снять, но пока что я не нашла возможности сделать это. Но понимание, что вокруг тебя есть такие мастера, которые преданы своему делу, меня сильно радует.  

После операции мне папа позвонил и сказал: «Яна, так в этом месте, где тебя прооперировали, ты родилась». Для меня это событие стало знаковым — неким перерождением. Я снова оказалась там, где появилась на свет, сама того не зная. Я начала искать информацию про это здание. Оказалось, раньше здесь был одноэтажный дом купца-хлеботорговца Кагана, потом, в советское время, к нему надстроили еще один этаж — появился роддом, в котором потом появилась я. А позже здесь расположилась «Авиценна».

Метафизика места 

Интересно, что это не единственное такое совпадение: мое раннее детство прошло там, где потом я оказывалась уже взрослой. Мы с семьей жили в общежитии на улице Чаплыгина (принадлежит Новосибирскому кооперативному техникуму — Ред.) до моего трехлетия. Вообще это общежитие для студентов, но на пятом этаже жили сотрудники техникума. Моя мама тоже работала в нем, и ее руководитель разрешил ей жить здесь с семьей — мужем и двумя дочками. Напротив дома находится садик, в который я ходила. Все тогда казалось мне таким большим: эти дома, забор. А сейчас смотрю — не такие уж они и здоровые. 

Знаете, я тогда даже подумать не могла, что жила напротив своего будущего — театрального института. Уже когда была студенткой, мы как-то зашли сюда во двор. Смотрю адрес  — Чаплыгина, 4. И у меня все соединилось: оказывается, мой первый дом был в двух шагах от моей alma mater.

Театральный цветочек 

Я хотела связать свою жизнь с музыкой, но потом открыла для себя мир театра и поняла, что здесь как раз можно все совместить. О переезде в другой город даже не думала: я была как цветочек в горшочке, комнатное растение. Однако после второго года обучения мы с единомышленником все же поехали поступать в Москву. В столице конкурс сильно отличался от новосибирского. У нас было 8 человек на место, а там — 300. Я тогда вернулась домой: поняла, что не готова к этой вечной гонке. 

Я поняла, что мне важнее всего мой личностный путь, а театр предполагает, что ты не можешь сам себе принадлежать. В итоге ушла в инклюзивный театр: здесь я честна с собой, здесь не приемлют фальши

Потому у меня было еще 6 попыток завоевать столицу. Мне хотелось внутренне понять, что я могу осилить этот город. Понимаете? Шесть раз я туда ездила и шесть раз возвращалась в Новосибирск со словами: «Наконец-то, я дома». Я поняла, что все-таки не могу быть студенткой, которая живет в съемной комнате, потому что объективно напоминаю домашнее растение, нуждающееся в особом уходе (улыбается).

Не потерять себя

Я думаю, большинство артистов развиваются «в длину». И из великих актеров можно выделить единицы, кого нам по-настоящему интересно слушать и понимать. Это те, кто копают вглубь, и это большая редкость.

Сцена — сильный наркотик. Я помню, после очередной премьеры вышла и подумала: «Боже, какое счастье! Ну никакой муж и никакие дети мне его не дадут». Правда, когда заканчивается эта эйфория, ты остаешься один и понимаешь — на этой наркоте ты долго не протянешь.

Мой первый режиссер в театре, я тогда играла Нину Заречную (героиню чеховской «Чайки» — Ред.), говорил мне: «Вот Нина готова на все ради славы и театра. И ты должна быть, Яна, готова на все». Я думала про это и понимала, что на все ради славы и театра уже не готова. 

В Новосибирске я люблю камерность, некую свободу, немногочисленность людей по сравнению с Москвой. В такой обстановке сразу понимаешь ценность себя и того, что тебя окружает

Никогда не сыграет артист, не имеющий в себе неврастенических наклонностей, неврастеника. Нужна определенная подвижность психики: ты либо можешь туда прыгнуть, либо нет. Я решила, что не буду такой Ниной Заречной. И не стала.

Мне в тот период жизни было интересно разбираться в себе — на что я могу пойти ради профессии? Тогда я поняла, что мне все же важнее мой личностный путь, а театр предполагает, что ты не можешь сам себе принадлежать. И это неплохо. Но мне было важно понять, чего я хочу, и в жестких рамках не могу я делать то, что мне интересно. В итоге ушла в инклюзивный театр, потому что здесь я честна с собой, здесь не приемлют фальши.

Обратите внимание, кто находится по соседству с театральным институтом — общество, которое поддерживает людей с инвалидностью. Мы с «Инклюзионом» там репетировали. А когда я ходила в институт, даже не обращала на эту дверь внимания.

Стать ближе

Будучи студенткой хотела попасть в «Красный Факел». Но потом оказалась в «Старом доме», и это стало лучшим моим решением, потому что в театре мне важна камерность. 

Это люблю и в самом Новосибирске — камерность, некую свободу, немногочисленность людей по сравнению с Москвой. В такой обстановке сразу понимаешь ценность себя и того, что тебя окружает. 

Камерные спектакли — это классно! Ведь людям сегодня не хватает разговоров глаза в глаза. Я провожу тренинги по развитию речи. Однажды мне мужчина сказал: «Вы единственная, кто меня слушает»

Но мечта сыграть в «Красном Факеле» у меня все равно оставалась еще долго, и так получилось, что в прошлом году мы с режиссером Анной Зиновьевой сделали спектакль для малышей (на площадке «Красного Факела» базируется «Беби-театр» — Ред.) про воображаемого друга, который есть у каждого ребенка. На тот момент мне это уже и не нужно было, а я здесь сыграла все же. 

Сейчас «Красный факел» тоже начал делать камерные спектакли — это классно! Ведь людям сегодня не хватает таких разговоров, чтобы глаза в глаза. Вот, например, я провожу тренинги по развитию речи. Однажды мне мужчина сказал: «Вы единственная, кто меня слушает». Слышать это очень грустно, даже не знаешь, что ответить в такие моменты. Наверное, это боль нашего времени. А камерные, иммерсивные спектакли (постановки, в которых зритель является участником действия наряду с актерами — Ред.) провоцируют нас на сближение.

Принять сквозь слезы

Наш «Инклюзион» — резидент мастерской Крикливого и Панькова. Мне нравится это место за то, что здесь собраны молодые ребята, которые «горят» идеями, постоянно что-то делают, придумывают, — такие места украшают город. 

Я однажды узнала, что одна актриса сказала про меня: «Яночка же больше не в театре». А я думаю, что именно театром сейчас и занимаюсь. Инклюзивный театр предполагает настолько тонкое подключение к партнеру… Чувствовать, быть проводником, доверять партнеру — это мощнейший тренинг.

Считаю, что каждый актер, заинтересованный в своем дальнейшем развитии «вглубь», должен обязательно попробовать себя в этом театре. Здесь всегда работает команда профессиональных артистов, а многие этого не знают. Если взять европейские страны, то там все организовано на таком высоком уровне, что артисты с особенностями получают деньги за выступления. А мы еще только в начале этого пути.

Мне бы хотелось поспрашивать других людей, что такое для них социальный театр, как они понимают это словосочетание. Для меня уже не существует каких-то разделений между традиционным и инклюзивным театром. Для меня все это просто театр. Я иногда спрашиваю людей, почему они не идут к нам. Они отвечают, что боятся своих чувств, боятся себя узнать с другой стороны, боятся заплакать или «обнажиться». 

На наш первый спектакль пришла моя подруга. После просмотра она сказала, что бесконечно рыдала. А чего ты рыдала? Это данность, да, в мире есть такие ребята, а ты подойди и поздоровайся, поговори с ними, познай их. Мы же, когда смотрим на другого человека, автоматически сращиваем себя с его историей. А так делать не надо, надо просто отделиться и познать новый мир. Вот и все. 

Поэтому, наверное, социальный театр для меня — это способность открыться и быть честным. Место, где тебе не надо ничего играть и что-то доказывать, ты просто существуешь в другой системе координат и от этого счастлив.  

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Виталий ЭйгерисСветлана Бронникова
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Как "работают" риэлторы в провинции - лучше бы семками торговали.
вы посто слотилчный житель не не понмаете деревню! во на кубе назначат встречу в 12 а придут в 19 это нормально, таки в деревне, все не спешат, упрашиваешь тракотриста начинает юлить, деньги ему не нужны иногда месяцами все обещает приехать и не едет, а дашь бутылку которая дешевле оплаты в 10 раз сразу веселый сразу сделает, а иногла и за бутылку не делает..... поэтому то они не уехали в москву что деревнские по мышлению, хлеб на столе есть, да и ладно, вот еще всяким там мосвичам помогать, ... "лучше покажем ему свою спесь и пусть ползает на коленях умник за нами деревенскими, хоть на нем отрвемся по полной, а то все эти москвичи богатые и больно умные"
Пять правил для сделок с маткапиталом
Здравствуйте! Я являюсь собственником 2/3 квартиры после смерти матери и у брата доля 1/3. В квартире мы не проживаем и не прописаны. В квартире проживает и прописаны моя дочь с 3 детьми, зять тоже проживает но не прописан. Дочь хочет выкупить у брата долю за МК, брат согласен, я готов свою долю просто подарить. Но на долю брата, из за долгов по налогам, судебные приставы наложили арест. Можно ли будет оформить сделку сразу после погашения долгов по налогам.?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости
Войдите, чтобы получать уведомления про новые подходящие объявления