Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Статус налогового и валютного нерезидента при сделках с недвижимостью.
ИП Тараканов Е. В.
4 февраля 2021
116 445
168
Статус налогового и валютного нерезидента при сделках с недвижимостью.

Представьте, что вы продали квартиру. И через некоторое время получаете требование из налоговой уплатить НДФЛ в размере 30% от стоимости квартиры.

Или штраф в размере 70%.

Или даже в размере 100% от стоимости квартиры! Все деньги, которые вы получили за квартиру – налоговая требует вернуть в бюджет.

Как же так? Это невозможно! – скажете вы. Максимальная ставка налога при продаже квартиры – 13%. Откуда такие грабительские цифры?

Нет, это возможно.

Такие грабительские цифры возможны, если проигнорировать налоговый и валютный статус участников сделки.

Что это такое? Как этого избежать?

Давайте разбираться.

--------------------------------------------------------------------

Налоговый резидент РФ – это физическое лицо, которое проводит на территории России более полугода в течение календарного года. Точнее, 183 дня и более. (п.2 ст. 207 НК РФ). Гражданство значения не имеет.

Если меньше, то - становится налоговым нерезидентом. А это приводит к повышенным налоговым обязательствам.

Да, есть исключения. В некоторых случаях, можно провести за пределами России больше полугода и остаться резидентом. Но в рамках этого поста мы не будем сюда углубляться.

Итак, налоговый нерезидент:

• Оплачивает НДФЛ по ставке 30%

• При расчете налога не может учитывать расходы и применять налоговые вычеты

• Но с 1 января 2019 года, наравне с резидентами, освобождается от уплаты налога по истечении минимального предельного срока владения.

--------------------------------------------------------------------

Валютными резидентами РФ являются две категории граждан:

• Все граждане России.

• Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в России с видом на жительство. (Федеральный закон № 173 ФЗ ст. 1. ч.1. п. 6)

Остальные физические лица являются валютными нерезидентами.

Какое это имеет отношение к сделкам с недвижимостью?

Расчеты по сделке с валютными нерезидентами являются валютными операциями. (Федеральный закон № 173 ФЗ ст.1 ч.1. п.9 пп.б) Даже, несмотря на то, что расчеты производятся в рублях.

А расчеты по валютным операциям между физическими лицами должны производиться только через банковские счета (Федеральный закон № 173 ФЗ ст.14 ч.3.)

Если не выполнить этого требования и рассчитаться по сделке наличными, налоговая признает валютную операцию незаконной.

Наказание - штраф в размере от 20% до 40% от суммы (КоАП РФ Статья 15.25. п.1) До июля 2022 года размер штрафа был в размере от 70% до 100%, но Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ, этот размер был уменьшен.

--------------------------------------------------------------

Итак, при сделках с недвижимостью следует быть осмотрительным относительно налогового и валютного статуса (вообще нужно быть осмотрительными во всех моментах, но в этих двух в частности). 

В отношении налогового статуса – нужно проверять себя. А в отношении валютного – контрагента:

 1. Если вы продали квартиру и собираетесь за границу, или были за границей и планируете продать квартиру, проверьте, не попадаете ли вы под статус налогового нерезидента. А если попадаете, применимы ли к вам повышенные налоговые последствия.

Если да, то возможно стоит отказаться от сделки или от поездки. В противном случае, вы заплатите налог по ставке 30%.

2. Если вы продаете или покупаете квартиру, а ваш контрагент - не гражданин России, уточните его валютный статус. Если он валютный нерезидент, проводите расчеты только в безналичной форме.

В противном случае, вам грозит штраф от 70% до 100% от суммы сделки.

К сожалению, люди которые получили такие штрафы – есть. Увы, но незнание закона, не освобождает от ответственности…

-------------------------------------------------------------

p.s. налоговый нерезидент может может значительно уменьшить налоговую нагрузку (вплоть до нуля). Если вам это интересно, заходите на мой сайт (ссылка в профиле), статья "Как нерезиденту не платить налог 30%".

Могут подойти
188 комментариев
Елена Кот
17 декабря 2021, 10:13
Доброго , подскажите собственник кв в Рф гражданин Казахстана, собственность с 2006 года , при продаже должен платить 30% как нерезидент ?
Ответить
138/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
21 декабря 2021, 06:30
Добрый день!

Нет, не должен. Т.к. он освобождается от налога в связи с истечением минимального предельного срока владения.
134/50 000
ID: 84561590
11 декабря 2021, 16:34
Добрый день!
Гражданин Белорусии постоянно там прож., продает свою кв. В РФ(в собств. Более 5 лет) гражданину РФ по генеральной доверенности на гражданина РФ. Желает получить ден. Средства на расчетный счет доверенного лица. Будет ли такая сделка законна и какие налоговые последствия может повлечь? Законно ли банку (сделка по ипотеке) отказать о перечислении средств по купле-продаже на счет доверенного лица?
Ответить
417/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
21 декабря 2021, 06:29
Добрый день!

Да, такая сделка законна (при условии что у поверенного в доверенности есть соответствующие полномочия). Банк может отказать в перечислении средств, если посчитает сделку подозрительной. Подробности по этому моменту можете посмотреть у меня на сайте (адрес сайта указан в профиле) в статье "Добросовестный приобретатель в сделках с недвижимостью".
371/50 000
8 декабря 2021, 22:03
Скажите пожалуйста, я , гражданка РФ , постоянно проживающая в Москве, хочу продать дом гражданину РФ, постоянно проживающему в США. Может ли он расплатиться со мной валютой со своего американского счета на мой валютный счет в Сбербанке? Можно ли в договоре купли-продаже проставить сумму в долларах США?
Ответить
304/50 000
0/50 000
ID: 84322401
7 декабря 2021, 19:08
Здравствуйте,
Я гражданка РФ (и Нидерландов), живу в Голландии, то есть налоговый нерезидент.
Я в процессе получения от мамы по наследству квартиры в РФ.
1) Сколько времени должно пройти и с какого момента (даты смерти / вступления в наследство), чтобы не платить налог при продаже?
2) Какая будет разница, если я, допустим, проживу 183+ дня в РФ в следующем году и стану резидентом?
3) Что будет, если я оформлю дарственную на сестру (резидент РФ) и она уже продаст квартиру (сразу)?
Ответить
511/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
8 декабря 2021, 10:32
Добрый день!

1. 3 года со дня смерти. Дата оформления наследства не имеет значения. Важно только, чтобы в итоге было оформлено.
2. Статус резидента/нерезидента не влияет возможность применения льготы по освобождению от налога по истечению минимального предельного срока владения. Она применима как к резидентам, так и к нерезидентам.
3. При получении квартиры в дар налогов у нее не возникнет, но продать квартиру без налога она сможет только после 3-х лет владения.
487/50 000
ID: 84322401
9 декабря 2021, 12:16
Поняла, спасибо огромное!

Дополнительный вопрос: квартира нам с мамой досталась по наследству от папы, мы были владельцами 50:50. Соответственно, мне сейчас перейдёт половина. В таком случае все равно надо ждать 3 года или будет отличие?
248/50 000
ID: 84211350
6 декабря 2021, 07:42
я гражданин россии. продал долю квартиры в феврале, а в марте выехал из россии. сейчас имею 2 гражданства, расчёт был наличными. нарушил ли я валютный закон. и как исправить ситуацию?
Ответить
183/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
8 декабря 2021, 10:26
Нет, не нарушили. Статус валютного резидента зависит только от наличия гражданства (или вида на жительства). Если ваш покупатель был валютным резидентом, то нарушений нет.
171/50 000
ID: 84205718
5 декабря 2021, 23:42
Здравствуйте, Евгений! Купили недвижимость в 2020 году у нерезидента РФ по доверенности ( представитель продавца гражданин и резидент РФ). Расчёт произведён через банковскую ячейку в российских рублях ( что было отображено в договоре). В этом году недвижимость была продана . Надо подавать декларацию . Выяснив, что наша покупка попадает под валютный контроль, появился страх , что влепят огромный штраф. Вычитала , что срок давности по статье 15.25 КОАП два года. Вы пишите три , почему? Если так, то есть ли смысл подать декларацию с опозданием ( не до 1 апреля 2022, а в августе) и просто уплатить процент с неуплаченного вовремя налога , чтобы раньше времени не демонстрировать договор налоговому инспектору?
Ответить
715/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
8 декабря 2021, 07:57
Добрый день!

3 года - срок исковой давности по налоговом правонарушениям. По 15.25 - два года.

По существу вопроса, к сожалению, ничего вам не посоветую. Я - риэлтор. Зона моей ответственности - до сделки. Как минимизировать последствия - не знаю. Но не подавать декларацию, мне кажется плохой способ. Тогда точно привлечете к себе внимание. Думаю, что нужно подавать декларацию во время, платить налоги и ... молиться, чтобы обошло. Но это так, мое частное мнение.
488/50 000
ID: 84205718
8 декабря 2021, 12:14
Благодарю за ответ! В нашем случае незаконной валютной операции , совершенной в августе 2020г , срок давности истекает в августе 2022? От налогов мы уходить не собираемся. Мысль в том, чтобы не показывать раньше августа 2022 договор купли-продажи с валютным нерезидентом. Как я понимаю, к копиям договоров купли-продажи инспекторы доступа не имеют. Т.е.., не получив декларации до 30 марта 2022 года, сроком до 15 июля они пришлют налог от продажи недвижимости, насчитывая его исходя из кадастровой стоимости *на 0,7 и *на 13%. И дают тебе право в течении трёх месяцев после уведомления подать декларацию с налоговым вычетом и вычетом расходов на покупку.
657/50 000
ID: 77108799
3 декабря 2021, 15:00
Добрый вечер. я купил квартиру по полной стоимости 20 сентября 2016 года , 20/9/2021 получается ровно 5 лет.
по новому закону получается я не должен платить налог за продажу квартиры?

но собственность я зарегистрировал только в августе 2017 году. по старому закону если у меня единственная недвижимость , то получается прошло уже 3 года и я тоже могу продать без налога?
но жена купила квартиру по ипотеке 10/9/2021 года и у нас был составлен брачный договор 6/9 /2021 . подскажите тогда будет считаться что у меня имеется 2 недвижимости ,тк мне один юрист сказал , что в налоговой могут сказать , что брачный договор специально составлен для уклонение от налога.
Ответить
687/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
8 декабря 2021, 07:47
Если вы квартиру приобретали по ДДУ, то минимальный предельный срок владения следует отсчитывать с момента полной оплаты по договору. Оформление квартиры в собственность на это никак не влияет. Насколько я понимаю, 5 лет с момента полной оплаты уже прошло?

По поводу "уклонения". Пока такой практики нет. Есть только письмо Минфина № 03-04-05/82492 от 12.10.2021, в котором он предупреждает о недопустимости такой практики, но не дает никакой конкретики. Поэтому как будет развиваться эта ситуация - никто не знает.

Если интересны подробности, зайдите на мой сайт (ссылка в профиле), статья
"Налог с продажи единственного жилья". Я там описываю эту ситуацию подробнее.
697/50 000
Максим Сидорин
2 декабря 2021, 21:09
1.здравствуйте , подскажите, я гражданин РБ, в Рф бываю редко. В наследство родственники оставили квартиру, решил ее продать сразу, я должен буду платить налог 30 проц? или можно как то его обойти
Ответить
196/50 000
0/50 000
Максим Сидорин
2 декабря 2021, 21:41
1.здравствуйте , подскажите, я гражданин РБ, в Рф бываю редко. В наследство родственники оставили квартиру, решил ее продать сразу, я должен буду платить налог 30 проц? или можно как то его обойти
2.чтобы стать резидентом я должен находится в рф 183 дня до продажи или можно после продажи?
294/50 000
ИП Тараканов Е. В.
3 декабря 2021, 04:35
Добрый день, Максим!

Возможность уплаты без налога у вас наступит только после 3-х летнего срока с момента открытия наследства (смерти наследодателя). Законно "обойти" это никак нельзя, а уклонение от уплаты налогов приводит к штрафу и пени.

Статус резидента определяется по итогом налогового периода, в котором была продажа. Т.е. не до и не после. Если квартиру продадите в 2022 году (в любом месяце), чтобы быть резидентом вам нужно будет по итогом 2022 года "набрать" 183 дня и более, проведенных на территории РФ.
539/50 000
ID: 83814847
29 ноября 2021, 07:47
Здравствуйте!я нерезидент РФ.Приобрела квартиру в сентябре 2019г.в ипотеку,которубю планирую закрыть в 2022 году.Какие налоги для меня возникают при продаже квартиры в 2022 году?
Ответить
178/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
29 ноября 2021, 16:15
Здравствуйте! Для ответа на вопрос недостаточно информации в посте.
67/50 000
Наталия Куделина
столичное квартирное бюро
24 ноября 2021, 13:11
Добрый день Евгений. подскажите и нам пожалуйста. Хотим купить квартиру у гражданки Киргизии, заграничный паспорт и регистрация там. я так понимаю- расчеты только через аккредитив?
Ответить
180/50 000
0/50 000
ИП Тараканов Е. В.
27 ноября 2021, 11:57
Добрый день!

Через аккредитив или номинальный счет. Главное, чтобы расчеты были безналичными.
105/50 000
Наталия Куделина
столичное квартирное бюро
30 ноября 2021, 17:20
спасибо огромное. так и планируем сделать.
42/50 000
Сейчас обсуждают
Пять правил для сделок с маткапиталом
Здравствуйте! Я являюсь собственником 2/3 квартиры после смерти матери и у брата доля 1/3. В квартире мы не проживаем и не прописаны. В квартире проживает и прописаны моя дочь с 3 детьми, зять тоже проживает но не прописан. Дочь хочет выкупить у брата долю за МК, брат согласен, я готов свою долю просто подарить. Но на долю брата, из за долгов по налогам, судебные приставы наложили арест. Можно ли будет оформить сделку сразу после погашения долгов по налогам.?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости
Войдите, чтобы получать уведомления про новые подходящие объявления