Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Власти: почти половина россиян может взять ипотеку. Мы проверили
22 мая 2019
30 306
40
Власти: почти половина россиян может взять ипотеку. Мы проверили
40% жителей России могут осилить ипотеку, уверены власти. ЦИАН.Журнал провел опрос среди читателей. И да, действительно, могут. Но не под 10%. И даже не под 8%

40% российских семей могут позволить себе купить недвижимость в ипотеку. Такую цифру в середине мая текущего года привел заместитель генерального директора института развития ДОМ.РФ, председатель правления Банка ДОМ.РФ  Артем Федорко. Свое заявление чиновник озвучил в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

Доступность жилищных займов способна оказаться одним из главных факторов роста жилищного рынка, развивающегося в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», отметил Федорко.

«Мы видим, что ипотечный портфель продолжает расти уверенными темпами, темпы роста в этом году сохранятся на уровне 25% в год,. Доступность ипотечного кредитования в России высока и сохраняется на уровне мировых стандартов. Уже сейчас более 40% семей могут позволить себе взять ипотеку и обслуживать ипотечный кредит». (Цитата по ТАСС). 

Артем Федорко заместитель  гендиректора института развития ДОМ.РФ, председатель правления Банка ДОМ.РФ 

Как объясняет представитель ДОМ.РФ, доступность ипотечных программ определяется по числу семей, которые могут тратить на выплату кредита не более трети своих доходов. По словам Федорко, именно такой принцип работает в Германии, США и Канаде.

Между тем, глава Сбербанка Герман Греф спрогнозировал в середине мая, что в ближайшее время (до 2021 года) ипотечные ставки могут опуститься до 7-8%. Правда, это случится при условии, что инфляция не превысит 4%. Стоит отметить, что подобные речи господин Греф выдает с завидной регулярностью, при этом реальное положение дел они отражают далеко не всегда: так, даже на фоне его обещаний, с конца прошлого года банки, в основном, повышали ставки. Сейчас тенденция развернулась, и теперь кредитные организации вновь пошли на снижение.

Языком цифр

40% российских семей – это почти половина населения. В такой оптимизм сложно поверить. По данным Росстата, в 2018-м году (это наиболее актуальные данные с сайта ведомства), реальные доходы россиян выросли всего на 0,1%. 

При том, что предыдущие 4 года реальные доходы и вовсе сокращались. 

В первом квартале 2019 года средние доходы россиян на душу населения составили 29,9 тыс. рублей.

В то же время исследователи агентства «Ромир» выяснили, что для комфортного существования семье из трех человек необходимо, по меньшей мере, 78 тыс. рублей, и в эту сумму не входит выплата ипотечного займа. Таким образом, если в семье из трех человек работают мама и папа, то в среднем в месяц они получают без малого 60 тыс. рублей. До комфортного уровня не хватает 18 тыс. рублей. Куда уж тут еще ипотеку

«По словам очевидцев»

Если речь идет о статистике по части возможности людей, то лучше всего спросить напрямую. Мы попросили наших читателей, респондентов (работающих россиян), ответить всего на три вопроса:

  1. Готовы ли взять ипотечный кредит, если возникнет такая необходимость?
  2. Как ипотечная ставка кажется вам приемлемой?
  3. Как вы относитесь к ипотеке?

Ошеломительными итоги опроса не были: о готовности связываться с жилищными займами заявила лишь четверть участников опроса.

Из тех, кто готов платить кредит, 100% живут в Москве.

Анастасия живет в своей квартире, работает в банке, строит дачу и по окончании строительства готова ввязаться в новый проект – покупку квартиры под сдачу в аренду.

«Я просто не понимаю, как можно платить деньги за съем при сопоставимом платеже по ипотеке. При этом стоимость съема со временем увеличивается, а платеж по рублевой ипотеке от инфляции не зависит – он просто обесценивается с годами. Плюс можно получить всякие налоговые вычеты, подключить маткапитал – это большие суммы, на самом деле. И на выходе средний срок жизни ипотеки в России 5-7 лет. То есть, за это время вполне реально все закрыть и жить в своей квартире или сдавать ее, снимая попроще, и получать дополнительный доход», – поделилась мнением участница опроса. 

Анастасия К., Москва 

Другая Анастасия при общей готовности при необходимости взять ипотеку, говорит, что все-таки лучше обойтись без займов:

«Лучше ее у нас в стране не брать, а копить и докупать каждый раз. Переплата огромная». 

Анастасия С., Москва 

С ней солидарна и Екатерина, также финансово готовая ввязаться в ипотеку, но старательно этого избегающая:

«Если есть возможность, лучше без кредитов. Это рабство и постоянная чёрная дыра. Плюс нервяк, что если, не дай Бог, что-то случится, не будет возможности выплачивать кредит. Знакомые моей подруги так сначала влезли в ипотеку, а потом были вынуждены и новую квартиру продать, и свою. В итоге переехали из центра в глухомань». 

Екатерина, Москва 

Совпало, что интересное мнение высказала и третья участвовавшая в опросе Анастасия (ответившая, что может позволить себе ипотеку):

«Ипотека – лучше, чем ничего. Заработать очень сложно».

В качестве итога приведем мнение Ирины:

«Наверное, ипотека как возможность приобретения жилья, – вещь хорошая. Но не в нашей стране, ибо живешь одним днем, и нет уверенности в том, что ты сможешь выплачивать ипотеку в течение длительного времени». 

Ирина, Москва 

Чего боятся в регионах 

25% опрошенных на кредит не готовы, и из этой части респондентов большинство (76,4% отказавшихся) живут и работают в регионах.

Ирина работает официанткой в одном из придорожных кафе Ставропольского края. У Ирины есть муж и 9-летняя дочка. Живет семья с бабушкой и дедушкой в двухкомнатной квартире в городе Лермонтов.

«У меня зарплата 24,7 тыс. рублей. И чаевые еще 3-5 тыс. рублей. У мужа – 31 тыс. рублей. Случаются какие-то подработки, держим за городом свой большой огород, собираем грибы, соседи с таким же примерно финансовым положением ходят на рыбалку. Какая ипотека, вы о чем! Ноги бы не протянуть». 

Ирина, Ставропольский край 

Анна – медсестра в Смоленске. Ее официальный оклад – 20 тыс. рублей. По «своим» пациентам удается заработать еще около 5-7 тыс. рублей в месяц. У Анны есть двое сыновей, оба школьники и оба близки к выпускному. А вот папы в семье нет, так вышло.

«Я воспитываю ребят одна. Сейчас старший школу закончит и, наверное, поедет в Москву поступать. Не поступит – поработает хоть в Макдональдсе. Про ипотеку мне даже думать страшно – это какие-то настолько заоблачные дали! Как сами думаете, если я сегодня выбираю курицу вместо говядины, много у меня перспектив получить кредит, а потом его еще и выплатить?». 

Анна, Смоленск 

А вот тверич Игорь как раз новосел. Он получил кредит на покупку жилья и уже даже въехал в новую квартиру. У Игоря дочь и жена, работающая поваром в школьной столовой.

«Мне выплачивать еще 8 лет. Ставку рефинансировали, стало полегче как финансово (хотя и не много), так и морально. Но по факту, конечно, отказываться приходится от всего: дни рождения отмечаем дома (благо, квартира новая), на моря не ездим, шмоток не покупаем, питаемся скромно, а дочь, слава Богу, – вообще в детском саду столуется. Официальная зарплата у меня 31 тыс. рублей, но удается подработать. Как и жене. Не знаю, как без подработок мы бы справлялись». 

Игорь, Тверь 

Удобный процент

При опросе мы также поинтересовались, какая ипотечная ставка приемлема для выплат, с точки зрения респондентов.

«Конечно, было бы здорово, если бы у нас ипотека была процента под 3-4%, как в некоторых других странах»

«Но в РФ уровень инфляции другой, на это не стоит рассчитывать. И все равно есть объекты, на которые процент достигает 6,5% годовых, что очень круто! Это ниже ставки по автокредиту! А цена квартиры сейчас соизмерима с ценой автомобиля, особенно в регионах. Только вот в цене она так не теряет, как авто», – говорит Анастасия.

Отвечая на вопрос о комфортной ставке, чаще всего респонденты называли диапазон 5-6%.

Итог

Могут ли российские семьи осилить ипотеку? Да, могут. Но по ставке 5%.

Фото: Борис Лясковский

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
40 комментариев
Константин Геннадьевич
23 мая 2019, 07:36
Эх, сейчас бы заработки эдак двенадцатилетней давности.
Ответить
55/50 000
0/50 000
Oleg von Borkow der Zweite
23 мая 2019, 05:47
ID: 18932055 уважаемый, не надо пустословия и теоретизирования! Просто возьмите ипотеку и через три - четыре года, я уверен, Вы протрезвеете, изучив вопрос "изнутря".., а то каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны! ...Удачи в аду!
Ответить
237/50 000
0/50 000
Михаил Волков
23 мая 2019, 08:32
Так а чего делать то? Убиться об стену? Платить бабе Мане за съем? Жить с родителями? Или может поднапрячься и платить кроме основного взноса еще и дополнительные, которые идут уже только в тело кредита.... А так да, без лоха и жизнь плоха - если человек не понимает как это работает, то ипотека на 25 лет реально будет платиться все 25 лет с итоговой переплатой как за еще одну квартиру.
388/50 000
ID: 18932055
23 мая 2019, 09:43
Никакой теории, уже есть за плечами выплаченная ипотека, брал под 10% в начале 2012-ого, в то время рынок тоже был растущий, и в условиях съема квартиры накопить было вообще нереально. Выплатил за 5 лет, отчасти помогли налоговые вычеты, Сейчас коплю на расширение, и, собственно дешевая ипотека, которая разгоняет цены, обесценивает накопления.
345/50 000
Анна
23 мая 2019, 09:50
Когда вы планируете взять ипотеку, то легко увидеть на ипотечном калькуляторе у того же Сбера и аннуитетный платеж и график, в котором видно, что 5/6 платежа изначально берет банк в виде процентов, а 1/6 оплата долга. И грамотные люди, берущие ипотеку это знают и готовы, а если не вникать, можно приходить в банк глаза таращить на 90 тыс., которые заплатил... ну, ваше право, можете накопить на квартиру)) Реалии таковы, что либо ипотека, либо копить и снимать одновременно. Нужно посчитать, что выгоднее - съем или проценты, учесть что цены лет через 10, когда все-таки накопите вырастут
590/50 000
Денис Ахимов
29 мая 2019, 13:10
Наконец-то здравые комментарии в ответ на истерику Oleg von Borkow der Zweite.
78/50 000
Oleg von Borkow der Zweite
22 мая 2019, 17:52
ID: 18932055... Что это еще за "Ваши реалии"? Тотальное воровство госчиновников и 60%-ная коррупционная составляющая в цене на жилье в новостройках? Процентное рабство и беспредел банкиров, равного которому не было в мире... может быть исключая только Веймарскую Германию? Вы сами-то кто? ...Банкир или у Вас просто "стокгольмский синдром" вперемешку с наследственной идиотией..?
Ответить
379/50 000
0/50 000
ID: 18932055
22 мая 2019, 20:01
Все проще, я всего лишь обычный человек - потенциальный покупатель в эконом-сегменте, который пострадал от роста цен на квартиры за последний год и не смог из-за этого сделать покупку. Я всего лишь констатирую то, что сам наблюдаю. И точно видел, что до 2018 года, пока ставка ипотеки была выше 10%, роста цен не было, а потом понеслось. Застройщики создали спекулятивный информационный фон своими регулярными заявлениями о предстоящем повышении в связи с пресловутым переходом на эскроу, а низкая ипотека в таких условиях хорошо простимулировала спрос, и, соответственно, цены, причем, и на вторичке в том числе. Какая бы там коррупционная или прочая составляющая не была заложена в цену квартир, раз покупают, значит, есть возможность повышать. А если уж даже при нынешних ставках покупают, то при более низких еще активнее покупать начнут, и цены продолжат расти.
866/50 000
Григорий
25 мая 2019, 06:33
У вас с логикой проблемы, путаете причину и следствие . Цены подскочили не «из-за низких ставок», а из-за информационного шума о ее повышение. Точнее на этом фоне увеличился спрос ( купить пока не повысилась ставка), и почуяв куда дует дым застройщики начали повышать цены ( +ндс 20%, + переход на Эскроу счета)
Посидите год на депозите цены поползут вниз, ажиотаж локальный, купите себе квартиру :)
404/50 000
ID: 18932055
25 мая 2019, 17:06
Согласен, ажиотаж в связи с предстоящим повышением ставки осенью 2018 действительно внес свой вклад в рост цен. Но изначально еще в первой половине 2018-о года цены начали расти еще до того, как стало известно о повышении ставок, и низкая на тот момент порядка 9,5% ставка в этом сыграла немалую роль. Кроме того, активный спрос и рост цен продолжился и в первом квартале 2019 несмотря на то, что цены и ставки уже стали выше, чем в августе 2018. Эта ситуация наглядно показала, что деньги у покупателей московских квартир эконом-сегмента на самом деле есть, несмотря на расхожее мнение о стагнации доходов населения. Т.е. до 2018 покупали не особо активно не потому что денег не было, а потому что ждали более выгодного момента для покупки. И сейчас, когда период роста ставок завершился, и уже намечается их снижение, будут ждать, когда они снова снизятся, и когда ставка снова вернется хотя бы к 9-9,5%, спрос снова активизируется, и будет очередной период повышения цен. Поэтому не вижу никаких предпосылок к снижению цен через год, скорее, наоборот, к их повышению на фоне снижения ипотеки. Конечно, это относится к достаточно ликвидным объектам,
1 153/50 000
Евгений
29 мая 2019, 21:48
> Эта ситуация наглядно показала, что деньги у покупателей московских квартир эконом-сегмента на самом деле есть
Это спорный момент. Большинство сделок ипотечные. "Есть деньги" - это скорее наличие первоначального взноса, причем во многих случаев минимального, лишь бы одобрили ипотеку.
295/50 000
ID: 18932055
30 мая 2019, 10:36
Момент и правда спорный, но одно ясно точно - денег достаточно, чтобы купить, пусть даже и в ипотеку, это создает спрос и толкает цены вверх.
Кстати, буквально вчера был свидетелем, как ушла квартира эконом-сегмента (двушка в Новокосино) за 8600 через 5 дней экспозиции, и покупатели были со свободными деньгами (не ипотека). Для сравнения - аналогичные квартиры в локации еще осенью стоили на 500 - 700 тыс. дешевле.
422/50 000
Oleg von Borkow der Zweite
22 мая 2019, 16:31
В Германии, распространены ипотечные займы с фиксированными ставками. Например, взявший в Bundesrepublik Deutschland кредит на 15 лет под 1,9% годовых сегодня, может быть уверен, что и через 10 лет он продолжит осуществлять выплаты по той же ставке (если кредиты станут еще дешевле, возможно рефинансирование, но это уже другая история).
Иногда плавающие ставки бывают ниже фиксированных, например, фиксированная ставка в Дании от - 1,%% до + 3% годовых. А в Японии, Швейцарии, Финляндии и Люксембурге среднее значение не превышает 2% годовых.

Кроме того в Германии в отличие от России финансовые институты предоставляют своим клиентам довольно выгодные условия, при которых оформить кредит можно даже ...в разгар экономического кризиса, который чаще всего имеет косвенное отношение к государству.
Потребительский (Konsumentenkredit) вообще выдается на условиях рассрочки...то есть под ...0%(!!!) ...При его оформлении кредитор даже и не требует указывать, на что именно будут потрачены средства. Большинство немцев используют этот вид договора, чтобы купить необходимые вещи для дома или съездить в отпуск. Сюда относится и авто-кредит... ну и так далее!
Ответить
1 181/50 000
0/50 000
ID: 18932055
22 мая 2019, 17:30
В наших реалиях ставки 1-3% привели бы к астрономическому росту цен на квартиры, и это стало бы еще бОльшим ахтунгом не только для ипотечников, но и для тех, кто просто копит. Так что уж лучше пусть будет, как сейчас 10-11%. Даже при снижении ставки примерно до 9-9,5% в прошлом году мы увидели рост цен на 10-15%, страшно представить, что было бы при снижении до 3%.
367/50 000
Oleg von Borkow der Zweite
22 мая 2019, 16:28
Главный современный синоним кабалы – ипотека, которая вздула втрое цены на  жилье и стала новым рабством. Плюс ко всему "покупатель", пока не сдерут с него семь шкур, остается еще и «гарантированным съемщиком» банковской квартиры! Ну, что же? Здравствуй пожизненная кабала и крепостное право! От введения ипотеки выиграли исключительно ипотечные банкиры, которые были искусственно вставлены между строителями жилья и его покупателями и продают квартиру стоимостью в $30000 за $100000. Заодно, ипотека замечательно иллюстрирует весь смысл шоковой терапии - сперва искусственно придушить людей, чтобы глаза на лоб полезли. А потом потихоньку регулировать поступление воздуха в легкие...

Мораль сей басни - как всегда одна: морали нет!
Ответить
744/50 000
0/50 000
Oleg von Borkow der Zweite
22 мая 2019, 16:19
Где Вы такие зарплаты в регионах нашли? ....20 - 30 тысяч?! Да в России 24 миллиона официально не трудоустроены и получают где могут и по-10 и по-15 тысяч в месяц! А ипотека в России - это смертная казнь в рассрочку с последующей конфискацией всего движимого и недвижимого имущества...
Ответить
285/50 000
0/50 000
Дмитрий
22 мая 2019, 16:18
Не увидел такой вариант, когда ипотеку (выплату по ней) осилить можно, но нет денег на первоначальный взнос. Неужели у всех есть деньги на первоначальный взнос? А так, конечно, лучше платить за кредит, чем за съёмное жильё. И в этом ключе даже раздражают такие заявления (см. статью) как: "Я просто не понимаю, как можно платить деньги за съем при сопоставимом платеже по ипотеке...". Святая невинность!
Ответить
403/50 000
0/50 000
Oleg von Borkow der Zweite
22 мая 2019, 16:32
Вы абсолютно правы! Ипотечный аннуитетный платеж - это вообще россиянское know how!
Если снимая квартиру у какой нибудь бабки собственницы Вы платите, например, 20 тыс. рублей в месяц, то за такую же квартиру по ипотеке Вы будете платить банку ...40 тысяч, но главный фокус в том, что из 40 тысяч Ваших трудовых денег только примерно 2,5 - 3 тысячи пойдут на погашение самого кредитного тела, а все остальные деньги пойдут в карман упырям-банкирам... и попробуйте дернуться - сразу же с вещами на выход!

Однажды, через два-три года ада, Вы решите узнать у банка, а сколько же я заплатил ему и сколько еще осталось? ...Вам м-е-е-е-неджеры прямо так сразу не ответят и будут "компостировать мозги" (такова стратегия), но потом, если Вы будете настойчивы, до Вас доведут "страшную банковскую тайну" и Вы узнаете, что из 1,5 миллионов выплаченных Вами ...Вы оплатили только ...тысяч 90..! Это для Вас будет полный конечно Achtung и с этого момента Вы поймете, что Вы вовсе не "лягушка в сметане", а обычная "белка в колесе"! Отныне Вы "забьете" на все "платежи", но ...и это банку известно и он не расстроится ибо договор и кредитный и ипотечный (обычно их два в комплекте) составлен был не для "лоха-заемщика", а для суда и для исполнительного производства..!
Люди в России реально столкнувшиеся с ипотекой (а не ю-тубовские пропагандоны) и говорят, что ипотека в России - это смертная казнь в рассрочку при оплате самим приговоренным услуг палача в тройном размере!
1 486/50 000
ID: 23991107
24 мая 2019, 12:15
''А так, конечно, лучше платить за кредит, чем за съёмное жильё.
чем лучше?
81/50 000
Олег
27 мая 2019, 18:24
Как чем лучше? Ты хотя бы платишь за свою квартиру, и не вздрагиваешь когда определяется номер хозяйки квартиры ( или цену поднимет или дочь за муж выходит и нужно освобождать). Я 15 лет снимал комнаты и квартиры в Москве, сейчас уже 8 лет выплачиваю ипотеку за квартиру 70 метров в ближнем Подмосковье. Ежемесячная плата сейчас ниже,чем была когда приходилось снимать на 9 тыс рублей ( были свои накопления в размере 1.7 млн, которых хватило на первый взнос и ремонт с мебелью) в месяц правда пришлось переехать из Москвы на 25 км в область. Время до работы увеличилось на 35-40 минут в день, зато живу в своей квартире с хорошим ремонтом и современной техникой и с приличными соседями (как ни странно, намного приличней, чем попадались в Москве). Не знаю, как там брать ипотеку для того, чтобы улучшить свои жилищные условия (нужно это или нет), но то что ипотека лучше чем наем жилья особенно в нашей стране, это точно.
922/50 000
Денис Ахимов
29 мая 2019, 13:03
Oleg von Borkow der Zweite, это вполне нормальная ситуация. Каждый месяц сумма за пользование кредитом рассчитывается как годовая ставка от тела кредита. И так как есть фиксированная ежемесячная сумма платежа, то большую часть естественно занимает процент. Но с каждым месяцем тело кредита уменьшается и процент (заметьте тот же самый) считается уже от уменьшенного тела. Таким образом перекос суммы из процентов перетекает в тело. Если вы сразу будете платить больше, чем ежемесячная сумма платежа, тот переплата будет ложиться в тело, уменьшая его и следующие платежи уже будут больше гасить тела, чем процентов. Надеюсь понятно объяснил.
По поводу "лучше платить за ипотеку, чем за съем". Тут же очевидно. Само собой своё жилье лучше. Можно делать ремонт по своему вкусу. Размер суммы за съем не будет увеличиваться. Конечно идеально, когда размер платежа по ипотеке не превышает размере суммы за съем квартиры, но для этого нужен первоначальный взнос. Если не можете накопить первоначальный взнос, то можете рассмотреть ипотеки без первоначальных взносов (да, такие есть). В любом случае, снимая квартиру и не откладывая на первоначальный взнос, вы просто так сливаете деньги в трубу. Платите кому-то, а у вас ничего не остается. И риски потерять жилье не меньшие. Разве вам позволит хозяин квартиры жить в ней, если вы потеряете трудоспособность? Думаю ответ очевиден.
1 378/50 000
ID: 18932055
22 мая 2019, 11:47
Да, взять ипотеку под 5%, возможно, готовы многие, но при условии, что цены на жилье при этом не повысятся. Но если снизить ставку, то рост цен будет неизбежен в связи с ростом спроса, поэтому одно лишь снижение ставки ничего не даст в плане доступности жилья, скорее эффект будет даже негативным, т.к. подорожание при росте спроса зачастую непропорционально, и в итоге покупатель на росте цены потеряет больше, чем сэкономит на дешевой ставке ипотеки.
Итого, сильное подешевение ипотеки скорее вредно для покупателя, чем полезно.
Ответить
535/50 000
0/50 000
Вячеслав Дысенко
23 мая 2019, 16:08
Вы видимо не платили 12-13 годовых ) платеж в два раза меньше - это человечно по крайней мере. Люди уже научились считать переплату. Время безумных ставок прошло, рынок стремиться к 7,0%. Зависимость большая от ключевой ставки ЦБ, чем она ниже, тем ниже ставка по кредитам, но не может быть ниже её по закону чем 2/3.
317/50 000
ID: 18932055
23 мая 2019, 16:34
Я платил под 10%, но в итоге важны конечные затраты, а не ставка по ипотеке.
Если допустим, ипотека была бы под 12-13%, но стоимость квартиры при этом на 20% ниже, то почему бы и нет.
188/50 000
Сейчас обсуждают
КАК ПРИЗНАТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В СИЛУ ПРИОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ?
Ситуация с признанием права собственности на землю под частным домом, находящимся в собственности, но расположенным на муниципальной земле, через приобретательную давность – сложный вопрос.Вкратце: Приобретательная давность, как правило, не применяется к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности.Подробнее:Приобретательная давность (статья 234 ГК РФ) предполагает добросовестное, открытое и непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение определенного срока (15 лет для недвижимости).Муниципальная земля не является "ничейной". Она имеет собственника – муниципальное образование.Владение муниципальной землей даже в течение длительного срока, как правило, не может быть признано добросовестным для целей приобретательной давности, так как владение осуществляется без законных оснований.Судебная практика в большинстве случаев отказывает в признании права собственности на муниципальную землю в силу приобретательной давности.Альтернатива:Выкуп земельного участка у муниципального образования – наиболее вероятный и законный способ оформления земли в собственность. Порядок выкупа регулируется земельным законодательством и нормативными актами муниципального образования. Обычно требуется подать заявление в администрацию, провести межевание (если необходимо) и заключить договор купли-продажи. Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости или рыночной оценки (зависит от региональных правил).
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости
Войдите, чтобы получать уведомления про новые подходящие объявления